Сценарий

Представляем Вашему вниманию специально составленный сценарий к конкурсу библиотечных проектов по продвижению литературного наследия Расула Гамзатова.





Сценарий
литературной гостиной,
посвящённой творчеству Расула Гамзатова
«В горах мое сердце»

Оформление:
портреты Р. Гамзатова;
видеоряд о поэте (нарезки из фильмов «В горах моё сердце», «Кавказец родом из Цада», «Белые журавли», «Расул Гамзатов и Грузия»);
цветовое яркое оформление;
музыка соответствует историческим событиям и событиям личной жизни Р. Гамзатова (даётся в соответствии с применением в сценарии).
плакат со словами Р. Гамзатова: «Просто есть люди, которых я люблю, друзья, о которых я хочу рассказать. Я воспринимаю жизнь, а она не умещается в отведённых ей умозрительно рамках. Если жизнь сама есть цикл, то для меня важны жизненные циклы. И пусть тогда появятся стихи, чтобы выразить их, а ежели критики назовут их литературным циклом, то, что ж, пусть они так и именуются. К слову сказать, я не сторонник громких и пышных названий для своих книг. Пусть папаха соответствует голове, на которой сидит».


Ведущие: юноша и девушка (чтецы).

В начале, перед литературной гостиной звучит дагестанская народная музыка.
Презентация (видеоряд) о Расуле Гамзатове.

Первый ведущий: В своё время Расул Гамзатов в одном из выступлений очень правильно отметил: «Поэт должен стать верным сыном своего народа. Но чтобы быть верным сыном своего народа, надо хорошо знать труд и жизнь народа. … Мы – певцы новой эпохи, новых отношений, новых людей. Мы говорим о поэзии: «Ты – крылья в полёте моем, ты – оружие в борьбе, всё для меня ты, поэзия, кроме покоя». На нашу долю, на долю советских писателей, выпало большое счастье быть вдохновенными певцами самой лучшей эпохи человечества. В великое время живем мы, и это время зовет нас достойным образом, мастерски отражать и воспевать нашу эпоху, воспевать наш народ и его героические дела».

Второй ведущий: именно это стало определяющим в творчестве великого дагестанского поэта, стихи которого мы читаем, учим и слушаем до сих пор с большим вдохновением.

Песня «Журавли» ст. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля.

Первый ведущий: разве можно не восхищаться проникновенностью этих стихов? Хотя мало кто знает, как было написано это стихотворение и что было в первоначальном варианте.

Второй ведущий: Во время поездки в Японию Расул Гамзатов увидел памятник белым журавлям в Хиросиме, и ему рассказали историю о девочке, ставшей жертвой последствий ядерной бомбардировки, которая хотела вырезать из бумаги тысячу журавликов, и не успела этого сделать. Поэт был потрясен её смертью. Тогда же, в Японии он получил телеграмму, в которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву, и в самолете, думая о матери, вспомнил умершего отца и погибших на войне братьев. И ещё он думал о японской девочке с бумажными журавликами. Так родилось стихотворение, которое начиналось этими строчками:

Первый ведущий:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей...

Второй ведущий: Годы войны пришлись на юность поэта. Поэтому такая тематика не могла обойти его стороной, как и стихи о родном Дагестане. Творчество Расула Гамзатова - целый этап в развитии дагестанской литературы, уникальное явление соединения полноты поэтического восприятия мира и этнокультурных особенностей Дагестана. Его поэзия несет на себе отпечаток целостного взгляда на национальную жизнь как органическую часть всего человечества, и, как следствие, идет приобщение к общечеловеческим ценностям.
Чтец 1:

Меня просили верным быть горам,
 И где б я ни был, я следил за ними.
 Душа стремилась в горы, словно в храм,
 Где на скале я высек милой имя.

 В те времена я часто был в пути,
 Я странствовал по джунглям и пустыням,
 Считая своим долгом привезти
 Оттуда песни, что пою доныне.

 И, слушая мелодии мои,
 Из странствий привезенные в подарок,
 На миг смолкали горные ручьи
 И голоса приветливых аварок.

 Я песни эти подарил горам,
 И видел, как они довольны даром.
 А значит, по заморским городам
 Я так подолгу странствовал недаром.

 Меня просили, чтоб не забывал
 Родной язык я вдалеке от дома,
 И я хранил бесценные слова,
 Как будто клад, средь речи незнакомой.

 Мне нравились другие языки,
 Я вникнуть в их мелодию пытался.
 Но сердце изнывало от тоски,
 Когда в чужой стране я оставался.

 И я уже считал по пальцам дни,
 Мечтая в горы возвратиться снова,
 Ведь речь мою гортанную они,
 Как братья, понимали с полуслова.

 И в дар спокойным нашим родникам
 Привез я грозный рокот океана,
 Чтобы из них текущая река
 От ярости и страсти стала пьяной.

Мне завещали Дагестан любить,
 Отец и мать, и прадедов могилы…
 И стая журавлей, как будто нить,
 Меня навеки с ним соединила.

Первый ведущий: Но многих особенно пленит его любовная поэзия, такая личная и такая понятная для всех. Расул Гамзатов в своем творчестве отстаивает идею непреходящих, незыблемых, вечных ценностей, выработанных человечеством в процессе своего нравственного развития. Но эти идеи он воссоздает через вещное, материальное - событие, случай, историю.

Чтец 2:
Хочу любовь провозгласить страною,
 Чтоб все там жили в мире и тепле,
 Чтоб начинался гимн её строкою:
 «Любовь всего превыше на земле».

 Чтоб гимн прекрасный люди пели стоя
 И чтоб взлетала песня к небу, ввысь,
 Чтоб на гербе страны Любви слились
 В пожатии одна рука с другою.

 Во флаг, который учредит страна,
 Хочу, чтоб все цвета земли входили,
 Чтоб радость в них была заключена,
 Разлука, встреча, сила и бессилье,
 Хочу, чтоб все людские племена
 В стране Любви убежище просили.

Чтец 3:
 Когда б за все, что совершили мы,
 За горе, что любимым причинили,
 Судом обычным каждого б судили,
 Быть может, избежали б мы тюрьмы.

 Но кодекс свой у каждого в груди,
 И снисхождения не смею ждать я.
 И ты меня, любимая, суди
 По собственным законам и понятьям.

 Суди меня по кодексу любви,
 Признай во всех деяньях виноватым,
 Чтоб доказать мою вину, зови
 Минувшие рассветы и закаты.

 Всё, чем мы были счастливы когда-то
 И что ещё живет у нас в крови.

Второй ведущий: Конечно, невозможно прочувствовать поэзию полностью, если не услышать личное исполнение автора. Благодаря тому, что Расул Гамзатов отчасти и наш современник, то давайте услышим его голос, его стихи в собственном исполнении.

Звучит запись стихотворения Расула Гамзатова «Музыка».

Первый ведущий: Расул Гамзатович Гамзатов – один из любимейших поэтов Дагестана, который, впрочем, не был только лишь поэтом, ведь в его творческой сокровищнице, помимо лирических произведений, есть и публицистические работы и прозаические шедевры. Гамзатов рано начал писать стихи – в возрасте 9 лет, но такой ранний старт дал отличное начало дальнейшей поэтической карьере автора. Особенно любил Гамзатов стихи о любви, которые всегда получались у него чистыми, свежими и первозданными, вне зависимости от того, в каком возрасте он их писал.

Второй ведущий: Такие сборники стихотворений, как «Дагестанская весна», «Пламенная любовь и жгучая ненависть», «Наши горы», «В горах мое сердце», «Год моего рождения», «Зарема», «Горянка» и другие – яркие примеры того, как удачно умел переплетать Расул Гамзатов стихи о любви с произведениями о родном крае и отчем доме, о дружбе и верности, о счастье и смысле бытия.

Первый ведущий: однако, обратимся непосредственно к произведениям, которые писал поэт. Гамзатов стихи о любви создавал постоянно, поэт не мыслил своей жизни без возвышенного чувства, не ведал своей судьбы без него. Все его лирическое творчество можно охарактеризовать одной, но очень ёмкой строкою: «Любовь – всегдашний спутник мой». 

Чтец 4:
Я этой ночью неспокойно спал,
 Мне снилось, будто за тобою следом
 Бежал я, прыгал по уступам скал
 В краю, что нам с тобою был неведом.

 Потом вдруг отделялась часть скалы,
 И уплывала ты в морские дали.
 Я следом плыл, но тяжкие валы
 Стеной вставали, путь мне преграждали.

 И вновь я был в горах, и с высоты,
 Гремя, лавина снежная катилась.
 И вдруг земля меняла гнев на милость –
 Светилось небо, и цвели цветы.

 Я пробудился в этот миг, и ты
 Вошла ко мне или опять приснилась.

Второй ведущий: Любовью пронизано все, она в каждой минуте жизни, в каждом слове и взгляде. Она больше, чем просто романтическое чувство, ибо она – сама первооснова бытия. Читая лирику поэта, замечаешь, что Гамзатов стихи о любви пишет именно в этом, обожествляющем и превозносящем любовь, ключе. В произведении «Вернулся я...» он подмечает, что любовь неизменна, вопреки изменчивости всего мира.

Чтец 4:
Вернулся я,
       спустя сто лет,
Из темноты на землю эту.
Зажмурился, увидев свет.
Едва узнал свою планету...
Вдруг слышу:
       шелестит трава,
В ручье бежит вода живая.
«Я вас люблю!..» — звучат слова
И светят, не устаревая...
Тысячелетие прошло.
На землю я вернулся снова.
Все, что я помнил, замело
Песками времени иного.
Но так же меркнут звезд огни,
Узнав, что скоро солнце выйдет.
А люди —
      как и в наши дни —
Влюбляются и ненавидят...
Ушёл я и вернулся вновь,
Оставив вечность за спиною.
Мир изменился до основ.
Он весь пронизан новизною.
Но всё-таки —
                  зима бела.
Цветы в лугах мерцают сонно.
Любовь осталась как была.
И прежнею осталась ссора.

Первый ведущий: Основная мысль стихов Гамзатова заключается в том, что человек, который несёт в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Положение поэта определено тоже достаточно чётко: он не может иметь счастье, отдельного от счастья людей. Обогащённый опытом родного фольклора и поэзией знаменитых русских поэтов, Гамзатов в своих стихотворениях раскрывает в той или иной форме собственное понимание народных традиций и обычаев.

Второй ведущий: Верность заветам отцов, принципы высокого гуманизма и подлинной сердечности, доброты в отношениях между людьми, утвердились в «Стихах о Гамзате Цадаса», поэме «Брат». На мой взгляд, основная цель философской лирики Гамзатова - «заставить» каждого человека задуматься над своим бытием, но при этом сохранить и использовать опыт предыдущих поколений:

Чтец 5:
Вокруг цветам цвести и птицам петь,
Омоют грозы твой могильный камень.
Я здесь, отец мой!
Я учусь смотреть
На жизнь твоими ясными глазами.

Первый ведущий:  Не оставил Гамзатов без внимания и «процесс мельчания человеческих душ». Он скорбит от сознания того, что люди древнее змей и орлов на земле, но позднее «многие из них орлами стали, а иные превратились в змей». Мироощущению Гамзатова чужда прямолинейность, одноплановость восприятия и осмысления действительности. Многоликость правды и сознание того, что жизнь примиряет всё и сохраняет взаимозависимость противоположностей, по его мнению, порождают состояние раздвоенности.

Второй ведущий: На мой взгляд, главная заслуга Расула Гамзатова состоит в том, что ему удалось сохранить в своем творчестве горское своеобразие, кровную связь с бытом и судьбой своего народа, раздвинуть национальные границы своей поэзии, внести что - то новое.


Чтец 6:
Красавицу увижу — вновь певцом
 Я стану вмиг.
 Коль встречусь с мудрецом, —
 Его речам внимая, бессловесен,
 Старею тотчас, голову повесив.

 Налей вина — и вспыхнет песнь в груди.
 Нальёшь мне чаю — скучных истин жди.
 Философ я, признаться, никудышный.
 Увы, таким создал меня Всевышний.

 Что выберу теперь, на склоне лет,
 Не мудрствуя лукаво, я, поэт?
 Остаться б верным молодости шалой...
 До мудрости ж охотников немало.

 Обнять старуху-мудрость? Бог, уволь.
 Не для меня сия благая роль.
 Нет, от любви мне никуда не деться...
 А мудрость — будь другим в наследство.
Чтец 7:
Я жив.
 Зачем я уцелел,
 Когда, казалось, невозможно?
 Я песню лучшую не спел,
 Хоть много пел неосторожно.

 Я жив.
 Какая в том нужда?
 Лишь громоздил ошибок гору...
 Любви вечерняя звезда,
 Прощальному откройся взору.

Первый ведущий:  Его жизненным девизом было: «Ни дня без строчки и ни дня без людей!», - но при этом он мог сосредоточиться и работать в самых невероятных условиях. Из поэта многие хотели сделать ортодоксального коммуниста, но сам Гамзатов очень иронично относился к партийным заседаниям и конгрессам. Он понимал, что плетью обуха не перешибёшь, и всегда подтрунивал над чиновничьим пафосом других поэтов.

Второй ведущий: Он был масштабен во всем — в стихах, в дружбе, и в любви. Он всегда чувствовал ответственность перед собственным словом. Он не стеснялся советоваться, наблюдал за реакцией на свои стихи и был очень проницательным и наблюдательным человеком, для него не было мелочей ни в жизни, ни в творчестве — всё сущее было предметом его поэзии. Лишь иногда он боялся, что его стихи могут оказаться непонятыми.

Первый ведущий: таким был Расул Гамзатов. Мы коснулись сегодня лишь маленькой части его поэтического творчества.

Второй ведущий: Он не вымарывал из своего творчества страниц, даже если эти страницы были черновыми. Перехватывает горло от щемящих интонаций его стихов. Его дар предвиденья поражал. Задолго до Бесланской трагедии поэт написал воистину пророческое стихотворение «Берегите детей»:

Чтец 8:
Этот мир, как открытая рана в груди,
Не зажить никогда уже ей.
Но твержу я, как будто молитву в пути,
Каждый миг: «Берегите детей!».

Всех, творящих намазы, прошу об одном —
Прихожан всех на свете церквей:
«Позабудьте про распри, храните свой дом
И своих беззащитных детей!»

От болезней, от мести, от страшной войны,
От пустых сумасбродных идей.
И кричать мы всем миром сегодня должны
Лишь одно: «Берегите детей!».

Первый ведущий: В начале девяностых Гамзатов оказался, как и вся литература - на обочине, без гонораров с нищенской пенсией и мизерной зарплатой. Именно поэтому он ушёл в себя. И в то же время рьяно защищал писательские интересы. Он всегда считал, что писательство — это цвет нации, и власть, которая об этом забывает, обречена:

Чтец 9:
Словно шерстью чёсаной, туманом
Затянуло призрачную даль –
Наступило время шарлатанов
И заполонило магистраль.

Слух мой режет пар колёсных скрежет,
И вагоны старые скрипят,
И на полустанках здесь всё реже
Фонари сигнальные горят.

Что же ждёт меня за поворотом,
Ожидает что мою страну?..
Время, вот и стало ты банкротом,
Снова у безвременья в плену.

Второй ведущий: Спасибо вам за желание прийти к нам и прикоснуться к творчеству этого светлого поэта и прекрасного человека.

Звучит дагестанская народная музыка.



Составители сценария:   к.ф.н., Васильева Н.А.,

зав. библиотекой Осипова Л.Н.

Комментариев нет:

Отправить комментарий